Наверх

Там, где нефть, огню не место

Дата публикации: 01 Апреля 2014 Распечатать

Компания «Транснефть» провела на базе ОАО «Приволжскнефтепровод» семинар-совещание по пожарной безопасности объектов хранения нефти и нефтепродуктов. Для участников - представителей всех структурных предприятий компании - мероприятие стало не только познавательным, но и зрелищным.

На нефтеперекачивающей станции производственной площадки «Самара» собрались больше сотни заинтересованных лиц - коллеги приволжских нефтепроводчиков плюс сотрудники МЧС со всей страны. Емкость резервуарного парка, на территории которого было решено провести учения, составляет 300 тысяч тонн - именно столько нефти и нефтепродуктов вмещают шесть огромных резервуаров. Пять из них сейчас эксплуатируются, один проходит реконструкцию. НПС, принимающая гостей, построена в 1978 году для обеспечения транспортировки нефти по нефтепроводу Куйбышев - Лисичанск. И, кроме резервуаров и насосно-напорного оборудования, в состав станции входит автоматическая система пожаротушения: насосное оборудование (для подачи пены и воды) и два резервуара пожарного запаса воды. Чтобы наглядно оценить и саму систему, и взаимодействие подразделений пожарной охраны, МЧС России и персонала объекта по тушению возможных пожаров, на объекте состоялись учения. И хотя возгорание было условным, действия людей и машин - самые настоящие.

На условно сработавший датчик в первую очередь реагирует автоматическая система пожаротушения самого резервуара - в диспетчерскую станции поступает сигнал «пожар», после чего в течение 30 секунд поочередно включаются насосы пожаротушения. По пенопроводам в резервуар под слой нефти подается пенораствор, а через 15 секунд включаются насосы водяного охлаждения и орошения на «горящем» и соседнем резервуарах, сверху непрерывно поливая стенки резервуаров водой.

- Профилактическую работу, которую мы проводим, чтобы не допустить пожаров на объектах хранения нефти, никто не отменяет. Но быть готовыми к чрезвычайной ситуации нужно всегда, - подчеркивает начальник отдела пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций ОАО «АК «Транснефть» Сергей Морозов. - Поэтому мы содержим ведомственные подразделения пожарной охраны и договорные подразделения МЧС, которые обязаны по первому сигналу приступить к ликвидации огня.

Первый этап - испытание комбинированного, подслойного и верхнего, пожаротушения, условно признали не возымевшим эффекта. Нефтепроводчики усложнили задачу: сымитировали «отказ» автоматической системы пажаротушения и задействовали план «второго этапа» - передвижную пожарную технику. Автоцистерны, пеноподъемники, насосные станции, рукавный ход - боевое развертывание провели по всем фронтам. Прибывшие команды пожарных частей приступили к «тушению» сверху «горящего» «зеркала» нефти. Зрелище это грандиозное - гигантские струи воды бьют в резервуары, направляемые опытными огнеборцами в серебристых костюмах, со всех сторон. Из пеногенераторов автоподъемников с высоты о крышу емкости разбиваются потоки пены в бесчисленные хлопья и мыльные пузыри, переливающиеся на солнце.

Однако на настоящем пожаре не до сантиментов. Борьба с огнем в резервуаре 50-тысячнике - из разряда трудноосуществимого. В мировой практике известны лишь единицы случаев, когда удавалось потушить пожар в многотоннике - обычно нефть выгорает. Вдобавок  «черное золото» имеет свойство «вскипать» и выплескиваться через боковые стенки резервуара. Если на пожар махнуть рукой, ожидая, когда нефть выгорит, и не пытаться потушить огонь, этот эффект неизбежен.

- Компания «Транснефть» не бросит резервуар на выгорание - мы будем бороться за объект вместе с МЧС до конца, пока не ликвидируем пожар, - говорит Сергей Морозов. - Мы не можем допустить розлива нефти из экологических соображений, не говоря уже об экономических. В Компании всегда уделяется повышенное внимание противопожарной защите, так как всем понятно, что легче предотвратить пожар, чем тушить.
После учений техника, обеспечивающая пожарную безопасность на объектах Самарского РНУ, приняла участие в «параде»-демонстрации: участники семинара смогли детально ознакомиться с характеристиками машин и побеседовать с представителями заводов-производителей.